Wal-Mart не нашла в России сети для покупки

Фильтры

Регион

Новости

Wal-Mart не нашла в России сети для покупки

Вслед за французской Carrefour, свернувшей в 2009 году российский бизнес, страну покидает американ­ский лидер розничной торговли Wal-Mart. Компания так и не открыла в России ни одного магазина и вчера объявила о закрытии московского представительства. Одной из причин для этого могла стать неудача Wal-Mart в сделке с «Копейкой», которая в итоге досталась Х5 Retail Group. По другой версии, американцы так отреагировали на смену власти в Москве.

Российский офис Wal-Mart открылся в сентябре 2008 года, когда ритейлер зарегистрировал ООО «ВМ Истерн Еуроп Холдингз, ЛЛК». Американский игрок, более десяти лет изучавший местный рынок, за этот период успел провести due diligence петербургской «Ленты», столичных «Мосмарта» и «Копейки». Как говорят участники рынка, предложения о покупке со стороны Wal-Mart получали также Х5 и «Магнит».

Сделка с «Копейкой» была совсем близка, она дала бы американскому гиганту около 600 магазинов в России. Однако неделю назад «Копейка» подписала соглашение с X5, и многолетние усилия Wal-Mart по выходу на местный рынок пошли прахом. Вчера компания заявила, что закрывает российский офис.

«Мы приняли решение о выходе на рынок через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, и поскольку в ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, с точки зрения бизнеса нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса», — приводятся в пресс-релизе ритейлера слова президента и исполнительного директора международного подразделения Wal-Mart Дага Макмиллона.

Американцы немного лукавят, считает старший аналитик ИК Mint Yard Capital Андрей Верхоланцев: «На нашем рынке на сегодняшний день есть ряд интересных активов для приобретения. Например, компания «Виктория» сама заявляла, что ищет портфельного инвестора». По его мнению, Wal-Mart просто сомневается в перспективах развития бизнеса в России.

Управляющий партнер маркетингового центра Numbers Дмитрий Рыжаков не верит, что Wal-Mart могла уйти только из-за срыва сделки с «Копейкой»: «У компаний такого уровня всегда есть запасной план — Wal-Mart была настроена строить самостоятельно, если не получится купить местного игрока». Возможно, говорит г-н Рыжаков, компания потеряла административный ресурс в результате смены власти в столице.

Эксперт отмечает, что с 2004 года, когда в Россию пришла Billa, ни один из зарубежных ритейлеров не смог укрепиться на местном рынке. Сеть Auchan начала развиваться в стране с 1998 года, Metro Cash & Carry — с 2000 года, в 2009 году предприняла попытку французская Carrefour, которая, впрочем, окончилась провалом.

Между тем пространство для иностранных игроков у нас еще есть, уверен г-н Рыжаков: «Десять лет назад прогнозировали, что уровень проникновения форматов «гипермаркет» и «супермаркет» к нынешнему моменту составит 80%, но пока этот показатель — всего около 60%. То есть спрос есть, а открытий на международном уровне почему-то нет». Эксперт напоминает, что Wal-Mart достаточно серьезно претендовала на «Мосмарт» и российская компания готова была продать бизнес иностранному игроку, но сделка так и не состоялась.

Генеральный директор информационного агентства INFOline Михаил Бурмистров считает, что для Wal-Mart, объединяющей более 8,4 тыс. магазинов в 15 странах, строить сеть с нуля в России не имело смысла. «Когда нет базы контрактов с поставщиками, не понимаешь, что надо делать, — объясняет он. — Французы пробовали это сделать — отпускные цены получились заоблачные, поставщики просто не пошли с ними на контакт».

Источник: rbc.ru

Также в разделе

Комментарии (0)